Для журнала ГлавБух

Для журнала ГлавБух

генеральный директор
10 февраля 2012
Туристический бизнес — это современная, динамично развивающаяся отрасль, имеющая набор характерных, присущих только ей черт. Именно поэтому компании-разработчику программного обеспечения, перед которой встала задача автоматизировать ту или иную туристическую фирму, необходимо тщательно изучить предмет вопроса, правильно оценить свои возможности при выборе средств программирования, сроки и вероятные затраты.

Туристический бизнес — это современная, динамично развивающаяся отрасль, имеющая набор характерных, присущих только ей черт. Именно поэтому компании-разработчику программного обеспечения, перед которой встала задача автоматизировать ту или иную туристическую фирму, необходимо тщательно изучить предмет вопроса, правильно оценить свои возможности при выборе средств программирования, сроки и вероятные затраты.

Компания «САМО-Софт» была создана в 1991, и вот уже более десяти лет она занимаемся внедрением своих программных продуктов, разработанных исключительно для туристической отрасли. Следует заметить, что рынок этот высоко технологичен, и трудно себе представить сегодня серьезного туроператора, не использующего какого-либо программного комплекса.

Решения каких вопросов ждут специалисты туристической компании от отраслевого программного продукта? Как правило, их запросы можно сгруппировать по следующему набору задач:

  • помощь в создании предложений и расчет их конечной стоимости.
  • создание единой базы данных, аккумулирующей сведения о предприятиях-партнерах, физических лицах – клиентах, рекламе, которую компания размещает в СМИ, сделанных заявках и платежах по ним, предложениях и их деталях (отелях, авиарейсах, видах услуг), курсах валют и т.д.
  • мощная аналитическая система, позволяющая специалисту-маркетологу и/или руководителю видеть общую картину спроса актуальных предложений, финансового состояния фирмы, отслеживать эффективность рекламы и т.д.
  • сокращение времени при оформлении заявки и упрощение этого процесса за счет автоматической выписки полного комплекта необходимых документов: договора, счета, ваучера, листа бронирования, приходного и расходного кассовых ордеров и др.
  • взаимосвязь выбранной системы автоматизации с другими разработками, использующимися на рынке туристических услуг: поисковыми системами, бухгалтерскими программами и т.д.
  • объединение удаленных офисов в сеть посредством единой базы данных, а также осуществление непосредственной связи с партнерами.

Все эти вопросы помогают решить программные продукты линейки «САМО». На сегодняшний день они представлены четырьмя разработками, это программные комплексы «САМО-Тур» для автоматизации деятельности туроператоров, «САМО-ТурАгент» для автоматизации туристических агентств, «SAMO-Incoming» для автоматизации принимающей стороны и модуль он-лайн бронирования для быстрого поиска и бронирования туров на сайте туроператора. Каждый из программных комплексов помогает предприятию решать вопросы, связанные со спецификой конкретной деятельности, но они не являют собой замкнутую систему. Так, успешно работают разработанные «САМО-Софт» такие схемы взаимодействия, когда заявка от продающего агентства поступает к туроператору, а от него — принимающей стороне и обратно в виде подтверждения за считанные минуты!


Надо отметить, что эти программные решения известны не только в нашей стране, но и за ее пределами — программные комплексы «САМО» установлены в Турции, Египте, Греции, Чехии, Латвии, Белоруссии, на Украине.
Взаимосвязь в туризме – одна из самых насущных проблем, именно от ее срочного решения зависит конкурентное превосходство той или иной турфирмы. Выше мы показали схему, где показано взаимодействие всех четырех разработок «САМО-Софт» для туристического бизнеса. Но это лишь одно из решений. Использование специализированного программного продукта — это еще и постоянный контроль за текущим состоянием компании на всех этапах работы, что, несомненно, так необходимо современному руководителю. Ярко выраженной тенденцией на рынке туристических услуг является создание мощных агентских сетей, объединяющих под единой торговой маркой и маркетинговой политикой работу десятков офисов в самых различных городах России. И здесь необходимым решением, упрощающим и делающим прозрачной работу всей сети в целом, является использование специальной версии «САМО-ТурАгент» для сетевых агентств. С самого начала программный комплекс «САМО-ТурАгент» проектировался разработчиками как продукт, который сумел бы связать любое количество удаленных офисов, как это показано на схеме №2:


В этом случае, база данных сетевого агентства хранится в центральном офисе, а компьютеры в удаленных офисах выступают в качестве «тонких клиентов».

Третьим, заключительным этапом в осуществлении процесса взаимодействия программных продуктов, специализирующихся на автоматизации туристической отрасли, стала разработка единого информационного сервера, позволяющего аккумулировать предложения туроператоров, использующих в своей работе специализированное ПО, и размещать их на специальном сайте для быстрого поиска и бронирования. Теперь, с появлением подобного сервиса, поиск и бронирование тура — основные операции в работе туристического агентства и туроператора — станут более быстрыми, максимально точными, комфортными для персонала турфирм. Вся информация о забронированных предложениях в режиме он-лайн сохраняется при этом в базе данных как агентства, так и туроператора. Таким образом, программные продукты «САМО», помимо своей первоначальной цели — автоматизировать и структурировать внутриофисную работу турфирмы, приобретает принципиально новую функцию.

В чем отличие этой системы от предложений существующих информационно-поисковых систем? В данном случае, когда мы говорим о системе «он-лайн бронирования», мы имеем ввиду непосредственное «общение» турагентской программы с актуальной базой данных туроператорского модуля посредством Интернет (см. схему №3). Этот процесс исключает промежуточные звенья в диалоге «турагентство-туроператор», тем самым позволяя избежать тех явных недостатков, что присущи современным информационно-поисковым системам: частой неактуальности размещенной информации, невозможности отследить стоп-сейлы, длительного ожидания подтверждения заявки туроператором, наконец, человеческого фактора. На данный момент число туроператоров, имеющих возможность предложить своим клиентам забронировать тур через «САМО-ТурАгент», ограничено, но мы считаем, что решение этой проблемы — дело времени.


Все разработки, указанные в схеме взаимодействия — это готовые программные продукты. Они не требуют обязательной подгонки под каждую отдельную компанию, доработки. После установки программы начинается непосредственная работа. Разработчики постарались взять на себя решение лишь тех вопросов, которые касаются оперативной деятельности каждого из сотрудников турфирмы: от руководителя до продающего менеджера. И все же, они значительно расширили возможности своих разработок, с тем, чтобы пользователи, привыкшие к уже имеющимся на рынке IT — услугам, не испытывали дискомфорта. Так, осуществлена и успешно функционирует интеграция с поисковыми системами «ТУРЫ.ру» и «ФОРОС», с системами бухгалтерского учета «1С» и «Парус».

Мы вплотную подошли к вопросу обучения сотрудников туристической фирмы работе с новым программным продуктом. Вопрос этот сложный и требует комплексного похода. В первую очередь, руководителю компании необходимо ввести ряд мер по внедрению продукта: определить ответственных лиц, провести занятия по обучению персонала и т.д. Вплоть до жестких санкций против тех сотрудников, кто отказывается от введения автоматизации бизнес-процессов, предпочитая работать «по старинке». Этап этот нужно пройти, а насколько безболезненным он будет для деятельности компании в целом, зависит напрямую от политики ее руководства. Скажу лишь, что через всего лишь через несколько месяцев после внедрения программы наши сотрудники не представляют себе работы без «САМО-ТурАгент».

Необходимо затронуть и такой немаловажный фактор, как стоимость программного продукта. Ведь система автоматизации, какой бы полезной и незаменимой она не была, не должна стоить больше отведенного компанией лимита на внедрение программного обеспечения. Готовые программные продукты, разработанные специалистами «САМО-Софт», являются специализированными решениями, отражающими все функциональные тонкости туристической отрасли. Они имеют конечную базовую стоимость, изменение ее зависит лишь от дополнительных индивидуальных заказов клиентов. Разработки отечественного производителя, коим являемся «САМО-Софт», обойдутся в разы дешевле импортных аналогов (следует учитывать и такой фактор, как учет компанией-разработчиком специфики местного рынка) и создания собственного программного решения.
Компания «САМО-Софт» расширяет территорию своего присутствия. Представительства компании успешно работают в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Киеве. Честность во взаимоотношениях с партнерами, открытость компании, готовность к компромиссам для достижения общих целей — стиль работы «САМО-Софт».

Заявка на презентацию продукта